Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как?” – множество вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают, иногда уходят от ответов. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно уметь. Предлагаем вам в этом разобраться.
Возраст «почемучек» - один из важнейших в жизни ребёнка. Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет у детей появляется огромное количество познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет количество вопросов уменьшается, т.к. ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений.
Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке").
Вы и сами наверное не догадываетесь , что все эти «что» и «почему» не что иное, как способ познания мира. И этот способ для ребёнка единственный. Любознательность – норма для ребёнка. И если он задаёт вопросы – это очень хорош. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и интернета. А пока главный источник информации – близкие люди, мама с папой. В возрасте «почемучек», закладывается исследовательский интерес, а это – основа дальнейшего успешного школьного обучения.
Для того, чтобы ребёнок не боялся спрашивать, предложите ему задать вопросы в игровой форме . Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёте вы, а ребёнок на них отвечает. В возрасте 6-7 лет ребёнку можно предложить поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. И обязательно хвалите его за удачные вопросы.
Также можно поиграть в «цепочку вопросов». Например: взрослый - «Зачем тебе грузовик?», ребёнок - «Чтобы катать его», взрослый - «Зачем его катать?», ребёнок - «Потому что я люблю играть в машинки», взрослый - «Почему ты любишь играть в машинки?» и т.п.
Можно поиграть в игру «Продолжи фразу». Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь. Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например: «Зимой идет снег, а летом…..», и кидаете ребёнку мяч (передаете варежку и т.п.). Ребенок отвечает и возвращает мячик.
Объясняя детям интересующие их вещи можно создать специальный альбом, в который вы сможете вместе с ребенком записывать его вопросы и ответы к ним. Предложите ребенку взять этот альбом с собой в детский сад, пусть поделится информацией с друзьями и сверстниками. Таким способом у ребенка могут появиться новые друзья, ведь ваш ребенок много знает и готов этим поделиться с окружающими.
А сейчас предлагаем вам ответить на вопрос и дать правильный ответ. Мы будем детьми, а вы будете родителями.
Вопрос: «Почему днем светит солнце, а ночью — нет?»
Варианты ответов родителей: «Потому что ночью солнышко спит, так же, как и ты»; «Потому что планета, на которой мы живем, Земля, круглая, как твой мяч, и ночью солнышко прячется за нее».
Таким образом вы сами решаете, какой ответ следует дать ребенку в каждом отдельном случае — научный или игровой.
Сейчас предлагаем пример вопроса и правильного ответа родителей.
Например, ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?»
(спросить у родителей ответ)
Приведем пример ответа (сценка)
Папа с шестилетней Таней рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Папа: Вспомни, где живут львы на воле?
Таня: В пустыне.
Папа: Как ты думаешь, что такое — пустыня?
Таня: В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.
Папа. Какого цвета песок?
Таня: Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.
Папа: Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры.
Подумай, зачем ему нужна маскировка?
Таня: Чтобы нападать было легче.
Приведем пример ещё одного вопроса и ответа.
Находясь на прогулке в лесу ребёнок увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками и спросил как она называется. Как вы ответите на этот вопрос? (ответы родителей)
Ответ: Мама сфотографировала бабочку на телефон, дома нашла энциклопедию и вместе рассмотрев изображение, узнали название бабочки (можно также узнать ответ из интернета).
Предлагаем вам ответить на некоторые вопросы викторины “Почемучка”. Все вопросы викторины начинаются со слова “почему”.
Вопросы:
1. Почему заяц с горки скатывается кубарем?
(задние лапки короче передних)
2. Почему ежика называют смельчаком?
(может съесть ядовитую гадюку, так как не чувствителен к ее яду)
3. Почему природа сделала лису рыжей, а кончик хвоста – белым?
(чтобы лисята не потеряли маму в темноте)
4. Почему добыча прилипает к паутине, а сам паук – нет?
(паук не наступает на клейкие нити)
Проанализируем наиболее типичные неправильные ответы взрослых на детские вопросы.
Например, вопрос: «Почему солнце не падает?»
1. Ответ - пустышка
"Ну потому что не падает и всё", "Иди спроси у бабушки", "Подрастёшь - поймёшь"
Такие ответы экономят наше время, но не несут никакой информации.
2. «Научный ответ»
"Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…"
В попытках ответить честно, взрослый не замечает, как начинает использовать сложные термины.
3. «Сказочный ответ»
"Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем", "Потому что оно лучиками держится за небо "
Желая упростить и сделать ответ интересным взрослый может увлечься и начать выдумывать. Сказочные ответы при этом не соответствуют действительности, с которой рано или поздно ребенок столкнется, и придется объяснять причины такой выдумки.
4. «Ответ с вариантами»
"Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, однажды Земля с Солнцем столкнутся ", "А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…"
Окружающий мир очень разнообразен, на многие вопросы нет однозначного ответа. Ответ с вариантами должен подтверждаться фактами.
5. «Ответ-вопрос»
"А почему ты считаешь, что оно должно упасть? ", "А почему Земля не падает на Солнце?"
Всегда отвечать вопросом на вопрос не получится, поскольку это довольно сложный вариант и у ребенка может просто не быть нужных знаний.
6. Ответ со ссылкой на мироздание
"Так устроен мир" , "Так захотел Бог"
Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше нечего.
Правильный ответ взрослых на детский вопрос.
Лаконичный ответ по существу
"Солнце - это планета, которая не может упасть", "Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким ", "А упасть может только то, что близко от земли"
Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе – хорошо. Взрослый ответил по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ребенок.
Вывод: Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так , чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос. |