На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС цель образовательной работы с детьми – обучение личности нового типа: творчески активной, свободно мыслящей, мобильной. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Специфика работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) обусловлена, с одной стороны, недоразвитием компонентов речевой системы, с другой — характером нарушения высшей нервной деятельности. Для детей с ТНР является длительным процесс автоматизации звуков, сложным составление рассказа, даже с применением опорных картинок, решение наглядно-образных задач.
Это говорит о слабо развитом творческом мышлении. Так как дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, не задают познавательных вопросов, становится очевидным, что необходимо разнообразить детскую деятельность, сделать процесс обучения более интересным и полезным. Поэтому мы обратились к технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), созданной Генрихом Альтшулером.
После изучения данной технологии, пришли к следующим выводам: технология ТРИЗ является уникальным инструментом для поиска идей, развития мышления, формирования творческой личности. Задача педагогов группы состоит в совместном применении данной технологии в различных видах деятельности с детьми с ОВЗ
При подборе и систематизации наиболее эффективных методов и приёмов технологии ТРИЗ мы изучили литературу и применили материалы Крохиной И.Н., Костыльковой Л.Н. «Использование методов ТРИЗ в работе с детьми логопедических групп как путь создания педагогики успеха», методическую разработку Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технология развития связной речи дошкольников», пособие Корзун А. В. «Веселая дидактика: элементы ТРИЗ в работе с дошкольниками».
Для того, чтобы стимулировать творческую активность детей мы использовали некоторые методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ), которые были подобраны и систематизированы как наиболее эффективные и оптимальные для работы с детьми с ОНР. Вот некоторые из них, на основе которых построена система работы в нашей группе от простого к сложному.
Методы ТРИЗ, их характеристика
Системный оператор.
Мозговой штурм.
Морфологический анализ.
Метод фокальных объектов.
Метод противоречий.
Занятия в нашей группе с включением приёмов технологии ТРИЗ были построены нами таким образом, чтобы воспитанникам было легче усваивать предложенный материал благодаря четко выстроенной поэтапной системе работы с учётом индивидуального подхода. Специальные игровые приёмы по автоматизации звуков, развитию лексико - грамматического строя речи применялись на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, на подгрупповых занятиях учителя – логопеда и воспитателя использовались приемы по развитию связной речи, составлению рифмованных текстов, на развитие творческого воображения. Большинство игр были подобраны и адаптированы с учётом лексических тем. Несколько приёмов отрабатывались в течение двух недель, затем приёмы менялись.
Этапы проведения занятий
В каждом нашем занятии выделяется несколько этапов работы, каждый из которых преследует определенную цель.
На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни.
Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач.
На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и представляется возможность сочинить собственные истории.
Остановимся подробнее на Методе фокальных объектов (МФО).
«Моделирование сказок». Данный метод направлен, сначала на то, чтобы обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели: показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Например: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого-то еще, а черный он, потому что тот, кто в нем живет – злой...).
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты).
«Знакомые герои в новых обстоятельствах» развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Например, в сказке «Красная Шапочка » дается новая ситуация: на пути девочки встречаются три поросенка .
«Спасательные ситуации в сказках» служит предпосылкой для сочинения разнообразных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, педагог говорит детям: «Однажды утенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. Предложите свои варианты спасения утенка».
«Сказки по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Например, старая сказка «Золушка» превращается в сказку по-новому – «Вредная Золушка». Этот метод помогает развитию сюжета любой сказки в новом направлении, который поможет изменить сюжет в положительную сторону.
Родители нашей группы являются полноправными партнерами и участниками в жизни группы. Руководствуясь возможностями родителей, их интересами нами были выбраны наиболее оптимальные формы работы, где мы могли познакомить их с данной технологией.Это индивидуальные консультации, Дни открытых дверей, в которые были проведены мастер – классы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием приёмов технологии ТРИЗ», "Развитие творческого воображения и абстрактного мышления дошкольников с ОНР через применение игр технологии ТРИЗ", семинары-практикумы по теме «Использование приёмов технологии ТРИЗ в домашних условиях», «Развивающие игры ТРИЗ в помощь родителям», показ НОД для родителей, также прошла работа по совместному изготовлению пособий и игр применительно к технологии ТРИЗ.
Таким образом, использование приёмов образовательной технологии ТРИЗ в совместной коррекционной работе педагогов группы компенсирующей направленности и родителей воспитанников способствует развитию логики мышления детей. Воспитанники с ОНР стали больше рассуждать, доказывать, делать выводы, постепенно осваивать решение творческих задач, учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, стало более развитым творческое воображение, появилась любознательность, активность в поисках ответов на интересующие вопросы, что положительно влияет на формирование успешности к школе.
|