Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.06.2025
21:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Катковская Елена Валерьевна
МКДОУ ШР "Детский сад №2 "Колосок"

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Публикация

         На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС цель образовательной работы с детьми – обучение личности нового типа: творчески активной, свободно мыслящей, мобильной. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

       Специфика работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми  нарушениями речи (далее ТНР) обусловлена, с одной стороны, недоразвитием компонентов речевой системы, с другой — характером нарушения высшей нервной деятельности. Для  детей с ТНР  является  длительным процесс автоматизации звуков, сложным  составление рассказа, даже с применением опорных картинок, решение  наглядно-образных  задач.

Это говорит о слабо развитом творческом мышлении.  Так как  дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, не задают познавательных вопросов, становится очевидным, что необходимо разнообразить детскую деятельность, сделать процесс обучения  более интересным и полезным. Поэтому мы обратились к технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), созданной  Генрихом Альтшулером.                         

После изучения данной технологии, пришли к следующим выводам: технология ТРИЗ  является уникальным  инструментом для поиска идей, развития  мышления, формирования творческой личности. Задача педагогов группы состоит в совместном применении данной технологии в различных видах деятельности  с детьми с ОВЗ      

                  При подборе  и систематизации наиболее эффективных  методов и приёмов  технологии ТРИЗ мы изучили литературу  и  применили материалы Крохиной И.Н., Костыльковой Л.Н. «Использование методов ТРИЗ в работе с детьми логопедических групп как путь создания педагогики успеха», методическую  разработку  Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.  «Технология развития связной речи дошкольников», пособие Корзун А. В. «Веселая дидактика: элементы ТРИЗ  в работе с дошкольниками». 

Для того, чтобы стимулировать творческую активность детей мы использовали некоторые методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ), которые были подобраны и систематизированы как наиболее эффективные и оптимальные для работы с детьми с ОНР. Вот некоторые из них, на основе которых построена система работы в нашей группе от простого к сложному.

Методы ТРИЗ, их характеристика

Системный оператор.

Мозговой штурм.

Морфологический анализ.

Метод фокальных объектов.

Метод  противоречий.

Занятия в нашей группе с включением приёмов технологии  ТРИЗ были  построены нами таким образом, чтобы воспитанникам было  легче усваивать  предложенный материал благодаря четко выстроенной поэтапной  системе работы с учётом индивидуального подхода. Специальные игровые приёмы по автоматизации звуков, развитию лексико - грамматического строя речи применялись на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, на подгрупповых занятиях учителя – логопеда и воспитателя использовались приемы по развитию связной речи, составлению рифмованных текстов, на развитие творческого воображения. Большинство игр были подобраны и адаптированы с учётом лексических тем. Несколько приёмов отрабатывались в течение двух недель, затем приёмы менялись.

Этапы проведения занятий

В каждом нашем занятии выделяется несколько этапов работы, каждый из которых преследует определенную  цель.

На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни.

Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач.

На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и представляется возможность сочинить собственные истории.

 Остановимся подробнее на  Методе фокальных объектов (МФО).

 «Моделирование сказок». Данный метод направлен, сначала на то, чтобы обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели: показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Например: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого-то еще, а черный он, потому что тот, кто в нем живет – злой...).

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты).

 «Знакомые герои в новых обстоятельствах» развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, в сказке «Красная Шапочка » дается новая ситуация: на пути девочки встречаются три поросенка .

 «Спасательные ситуации в сказках» служит предпосылкой для сочинения разнообразных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, педагог говорит детям: «Однажды утенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. Предложите свои варианты спасения утенка».

«Сказки по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Например, старая сказка «Золушка» превращается в сказку по-новому – «Вредная Золушка». Этот метод помогает развитию сюжета любой сказки в новом направлении, который поможет изменить сюжет в положительную сторону. 

                Родители нашей группы  являются полноправными партнерами и участниками в жизни группы. Руководствуясь возможностями родителей, их интересами нами были выбраны наиболее оптимальные формы работы, где мы могли познакомить их с данной технологией.Это индивидуальные консультации, Дни открытых дверей, в которые  были проведены мастер – классы по теме «Организация  работы  с  детьми  старшего  дошкольного возраста  с  ОНР  с  использованием  приёмов  технологии  ТРИЗ», "Развитие творческого воображения и абстрактного мышления  дошкольников с ОНР через применение игр технологии ТРИЗ", семинары-практикумы по теме «Использование  приёмов  технологии ТРИЗ в домашних условиях», «Развивающие игры ТРИЗ в  помощь родителям», показ НОД для родителей, также прошла работа по совместному изготовлению пособий и игр применительно к  технологии ТРИЗ.

                  Таким образом, использование  приёмов  образовательной технологии ТРИЗ в совместной коррекционной работе  педагогов группы компенсирующей направленности и родителей воспитанников  способствует развитию  логики мышления детей. Воспитанники с ОНР стали больше рассуждать, доказывать, делать выводы, постепенно осваивать  решение творческих задач, учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, стало  более развитым творческое воображение, появилась любознательность, активность в поисках ответов на интересующие вопросы, что положительно влияет на формирование  успешности  к  школе.

        

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ♥҉♥свОбОднАЯ♥҉♥ (18.03.2020)
Просмотров: 70 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz