Необходимым условием образования и воспитания дошкольников на сегодняшний день является владение педагогами личностно-ориентированной технологией. Одним из важных направлений образования, в наше время, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Личностно-ориентированный подход к ребенку предполагает понимание особенностей развития ребенка, его характера, способностей и интересов. Личностно - ориентированное взаимодействие с ребёнком предоставляет право выбора, предполагает творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка группы. Методы и приёмы данной технологии позволяют принимать и поддерживать индивидуальность, интересы, потребности ребенка, развивать творческие способности, самостоятельность.
Данные методические рекомендации по развитию личностных качеств, стимулированию самостоятельности, речевой активности детей дошкольного возраста с ТНР средствами личностно-ориентированной технологии созданы для педагогов ДОО.
Личностно-ориентированная технология - это воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится во главе воспитательного процесса.
Цель личностно-ориентированной технологии – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления личностного образа.
Задачи личностно-ориентированной технологии:
- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация природных потенциалов ребенка;
- приоритет личностных отношений;
- создание условий для развития личности воспитанников;
- индивидуальный подход к воспитанникам.
Задачей педагога является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, в построении всесторонне развитой личности. Использование различных форм организации детской деятельности дает положительные результаты.
Личностно-ориентированная технология базируется на следующих принципах:
- принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием, типом темперамента, особенностями характера, половой принадлежности);
- принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствовать развитию инициативности);
- принцип творчества и успеха (благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности).
Организация образовательной деятельности. Основными ежедневными этапами организации образовательной деятельности являются:
Организация утреннего времени:
- утреннее приветствие (игры-ритуалы начала дня), обмен новостями, планирование деятельности или темы, решение проблемных задач, специальных заданий, игровой деятельности.
Выбор деятельности каждым ребенком центра, партнеров, работа в центрах развития (совместно со взрослым, совместно с другими детьми, индивидуально).
Организация вечернего времени: игры-ритуалы окончания дня, подведение итогов работы в центрах детьми; досуги, развлечения, чтение художественной литературы, беседы по теме.
Рекомендации для педагогов в ходе воспитательно – образовательного процесса:
- в ходе организованной образовательной деятельности учитываюся возрастные возможности, интересы и склонности детей;
- организация игры в совместной деятельности осуществляется таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
- проявление инициативы, вовлечение ребенка в игру, обсуждение разных вариантов развития сюжета с учетом его желания.
Преимущества личностно-ориентированной технологии в ходе организации образовательной деятельности:
- педагог понимает, что дети развиваются каждый в своём темпе и имеют индивидуальные склонности, деятельность детей проходит в различных тематических центрах;
- планирование работы основывается на наблюдениях педагога за детьми, а также на основе выявления интересов каждого ребёнка;
- педагоги учитывают информацию, полученную от родителей с целью заполнения индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) каждого ребёнка.
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая индивидуализации условий обучения для каждого ребенка
В группе компенсирующей направленности воспитатель и учитель-логопед используют с детьми с ТНР различные ситуации, которые ориентированы на ситуацию успеха, выбора заданий, обращения к личному опыту ребёнка.
Личностно-ориентированная технология предоставляет право ребенку на собственный путь развития.
Правило «Трёх П» было сформулировано психологом Артуром Владимировичем Петровским, положено в основу личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Это правило предусматривает триединство: понять, принять и признать ребенка.
«Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
«Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
«Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Поскольку индивидуальность ребёнка формируется в семье, работа с ним не может строиться без учёта этого фактора. Родители являются основным звеном для создания единой образовательной среды.
Формы работы с семьёй:
- сочинение на тему «Мой ребёнок», создание проектов: «Моя семья», «Семейные традиции»; оснащение центров к теме дидактическими, игровыми материалами; изготовление книжек-малышек.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится: уважать себя и других; чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок; быть искренним; брать на себя ответственность за свои решения и поступки; думать самостоятельно; понимать других и сочувствовать им.
Список литературы:
1.Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- С.-П.: Детство-пресс, 2014.
2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие.- М.: Вентана- Граф, 2015.
3.Емельянова М.А. Социально-личностное развитие //Дошкольное воспитание.-2012.- №8. – С. 37-41.
4.Колмыкова И.Г. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников //Молодой учёный.-2016.- №12.- С. 69-73.
|