Основным речевым нарушением, с которым дети поступают в логопедическую группу, является общее недоразвитие речи. Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека[12]. Нарушения речи обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. То есть у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушены все компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, и как следствие, связная речь. Наличие у таких детей вторичных нарушений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения), недоразвитие общей и мелкой моторики создают дополнительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы[6].
Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является театрализованная деятельность, самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития[7]. Коррекцию отклонений в речевом развитии ребенка необходимо проводить с учетом сензитивных периодов развития ребенка. Данным требованиям соответствует театрализованная игра как организация совместной игровой и речевой деятельности. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Коррекционный механизм театральных игр состоит в том, что роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Работая над выразительностью реплик, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи[1]. Диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого коррекционного педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Целью использования театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР является создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей с нарушением речи.
Работая по данной теме, решаем следующие коррекционные задачи:
・ Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;
・ Закреплять правильное произношение поставленных звуков;
・ Упражнять в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения;
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи в процессе театрально-игровой деятельности;
Воспитывать культуру речевого общения.
・ Развивать познавательные процессы, мелкую и общую моторику.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Коррекционный механизм театральных игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать коррекционное влияние на детей. Работа проводится в НОД, один раз в неделю. В работе используются разные формы организации театрализованной деятельности.Это подгрупповые и индивидуальные, праздники, развлечения, спектакли. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.Работа по данной теме проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Распределяя роли, мы с учителем-логопедом учитываем речевые возможности каждого ребёнка. При подборе текстов сказок стараемся избегать звуков, которые дети ещё не умеют произносить правильно, и сложных по структуре слов (иногда даже заменяем слова на более лёгкие). Игровая деятельность, используемая на двигательной деятельности помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, воображение детей,пластику.
Большое место в театрализованной игре детей дошкольного возраста имеет музыка[3]. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм воздействуя на ребенка,что необходимо для освоения художественного образа. При подборе песенного и танцевального материала музыкальный руководитель подбирает небольшие по объёму и мелодичные произведения в спокойном темпе.
Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной работы. Мы знакомим детей с литературными произведениями, обращаем внимание на характер героев, изображаем сюжеты, персонажей сказок в различных видах художественной деятельности.
Начинаем разучивать стихи, сказки, инсценировки после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребёнку. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях переставляют слова, заменяют их другими словами или опускают.
Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей. Привлекаем их к работе над театрализацией. Совместно с детьми они читают произведения, просматривают видеофильмы, участвуют в изготовленнии атрибутов. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
На начальных этапах работы с детьми с ОНР основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Работа над связной речью посредством театрализованной деятельности проводится поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря этому движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое.
Предлагаю следующие игровые упражнения: "Зайка испугался","Хитрый лисенок","Грустный кот". На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и речевого аппарата, правильной артикуляции, правильное дыхание очень важно для развития речи-так как дыхательная система-это энергетическая база для речевой системы.Дыхание влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитие голоса.дых. упр. помогают выработать диафрагмальное дыхание,а также продолжительность,силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упр, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.
Это такие упражнения как «Салют в стакане», «Волшебный телефон», «Подуй на снежинку», «Песенка шарика», «Песенка водички»"Кораблик " и др.
- для развития интонационной выразительности, силы голоса и четкой дикции предлагаю такие игры как «Чудо-лесенка», «Громко-тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок». На третьем этапе мы переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Например, потешки:«Белочка», «Гуси, вы, гуси!», «Тень-тень-потетень». Дети разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе мы переходим к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут сказки «Курочка Ряба», «Волк и козлята». Дети разыгрывают небольшие по объёму тексты как актеры, используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для разных инсценировок. В своей работе для успешного вхождение в образ мы используем аквагримм, который очень увлекает детей. Они начинают импровизировать, наряжаться, обыгрывать ту или иную сценку. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа мини-спектаклей, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Литература:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 1991.
- Буренина А.И. «Театр возможного»; Санкт-Петербург. ЛОИРО. 2002.
- Гавришева Л.Б. Музыка – игра – театр! – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»; М. «АСАДЕМА». 2006.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.:АРКТИ, 2001.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»; М. Мозаика-Синтез, 2007.
- Глухов В.П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно – практической деятельности// Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания с детей с нарушениями речи –М., 1987
- Миронова С.А. «Развитие дошкольников на логопедических занятиях». –М., 1991
- Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990
- Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). - М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
|