Главная
Регистрация
Вход
Среда
15.05.2024
05:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Воспитатель МКДОУ №2 "Колосок" Катковская Е.В

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Статья

Основным речевым нарушением, с которым дети поступают в логопедическую группу, является общее недоразвитие речи. Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека[12]. Нарушения речи обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.  То есть у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушены все компоненты речевой системы: звукопроизношение,  фонематическое    восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, и как следствие, связная речь.  Наличие у таких детей вторичных нарушений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения), недоразвитие общей и мелкой моторики создают дополнительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы[6].

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является  театрализованная  деятельность,  самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития[7]. Коррекцию отклонений в речевом развитии ребенка необходимо проводить с учетом сензитивных периодов развития ребенка. Данным требованиям соответствует театрализованная игра как организация совместной игровой и речевой деятельности. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Коррекционный механизм театральных игр состоит в том, что роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Работая над выразительностью реплик, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи[1]. Диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого коррекционного педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

Целью использования театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР является  создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей с нарушением речи.

 Работая по данной теме,  решаем  следующие коррекционные задачи:

         Обогащать, уточнять и активизировать  словарный запас;

         Закреплять правильное произношение поставленных звуков;

         Упражнять в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения;   

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи в процессе театрально-игровой деятельности;

Воспитывать культуру речевого общения.

         Развивать познавательные процессы, мелкую и общую моторику.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Коррекционный механизм театральных игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать коррекционное влияние на детей. Работа проводится в НОД, один раз в неделю.  В работе используются разные формы организации театрализованной деятельности.Это  подгрупповые и индивидуальные, праздники, развлечения, спектакли. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.Работа по данной теме проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Распределяя роли, мы с учителем-логопедом учитываем речевые возможности каждого ребёнка. При подборе текстов сказок стараемся избегать звуков, которые дети ещё не умеют произносить правильно, и сложных по структуре слов (иногда даже заменяем слова на более лёгкие). Игровая деятельность, используемая на двигательной деятельности помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, воображение детей,пластику.

   Большое место в театрализованной игре детей дошкольного возраста имеет музыка[3]. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм воздействуя на ребенка,что необходимо для освоения художественного образа. При подборе песенного и танцевального материала музыкальный руководитель подбирает  небольшие по объёму и мелодичные произведения в спокойном темпе.

Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной работы. Мы знакомим детей с литературными произведениями, обращаем внимание на характер героев, изображаем сюжеты, персонажей сказок в различных видах художественной деятельности.

Начинаем разучивать стихи, сказки, инсценировки после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребёнку. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях  переставляют слова, заменяют их другими словами или опускают.

Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей. Привлекаем их к работе над театрализацией. Совместно с детьми они читают произведения, просматривают видеофильмы, участвуют в изготовленнии атрибутов. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

На начальных этапах работы с детьми с ОНР основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие.  Работа над связной речью посредством театрализованной деятельности проводится поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря этому движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое.

Предлагаю  следующие игровые упражнения: "Зайка испугался","Хитрый лисенок","Грустный кот".  На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и  речевого аппарата, правильной артикуляции, правильное дыхание очень важно для развития речи-так как дыхательная система-это энергетическая база для речевой системы.Дыхание влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитие голоса.дых. упр. помогают выработать диафрагмальное дыхание,а также продолжительность,силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упр, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.

Это такие упражнения как «Салют в стакане», «Волшебный телефон», «Подуй на снежинку»,  «Песенка шарика», «Песенка водички»"Кораблик "  и др.

- для развития интонационной выразительности, силы голоса и четкой дикции предлагаю такие игры как «Чудо-лесенка», «Громко-тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок».  На третьем этапе мы переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Например, потешки:«Белочка», «Гуси, вы, гуси!», «Тень-тень-потетень». Дети разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе мы переходим к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут сказки «Курочка Ряба», «Волк и козлята». Дети разыгрывают небольшие по объёму тексты как актеры, используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для разных инсценировок. В своей работе для успешного вхождение в образ мы используем аквагримм, который очень увлекает детей. Они начинают импровизировать, наряжаться, обыгрывать ту или иную сценку. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа мини-спектаклей, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

 

Литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 1991.
  3. Буренина А.И. «Театр возможного»; Санкт-Петербург. ЛОИРО. 2002.
  4. Гавришева Л.Б. Музыка – игра – театр! – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.
  5. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Козлова  С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»; М. «АСАДЕМА». 2006.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.:АРКТИ, 2001.
  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001.
     
  11. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»; М. Мозаика-Синтез, 2007.
  12. Глухов В.П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно – практической деятельности// Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания с детей с нарушениями речи –М., 1987
  13. Миронова С.А. «Развитие дошкольников на логопедических занятиях». –М., 1991
  14. Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990
  15. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). - М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: ♥҉♥свОбОднАЯ♥҉♥ (13.04.2021)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz