Главная
Регистрация
Вход
Вторник
14.05.2024
05:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Воспитатель МКДОУ №2 "Колосок" Катковская Е.В

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Статья

Потребность современного общества в гармонически развитой, активной, самостоятельной, творческой личности определяет современный переход к новому, личностно-ориентированному подходу. Своевременное выявление способностей в дошкольном возрасте является важнейшим условием дальнейшего успешного развития и обучения детей. Изменения в современном дошкольном образовании определяют необходимость перехода на более новые формы, методы и приёмы работы с детьми с тяжелыми  нарушениями речи (далее ТНР). Необходимым условием образования и воспитания дошкольников на сегодняшний день является владение педагогами личностно- ориентированной технологией. Одним из важных направлений  образования, в наше время, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. В связи с тем, что дети с ТНР группы компенсирующей направленности имеют разные уровни сформированности психического и речевого развития, усвоения программного материала, интересы и склонности, становится очевидным, что необходимо осуществлять коррекционную работу во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя в соответствии с принципом развивающего образования.   

Идеи личностного подхода  были заложены в исследованиях Л.С. Выготского, который утверждал, что личный опыт воспитанника является основной базой педагогической работы. Изучением личностно-ориентированной  технологии занимались многие авторы, такие как Амонашвили Ш.А., Давыдов В.В., Петровский В.А. и другие.

Дошкольный возраст это период развития личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально личностная сферы ребёнка, формируются речевые навыки. Современные подходы к процессу обучения и воспитания дошкольников побуждают к поиску новых форм взаимодействия между педагогами группы, родителями и детьми.

После изучения личностно-ориентированной технологии мы пришли к выводу о том, что данная технология является инструментом для формирования личности.  Личностно-ориентированный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Личностно - ориентированное взаимодействие с  ребёнком предоставляет право выбора, предполагает творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка группы. Личностно-ориентированное взаимодействие - принятие и поддержка индивидуальности, интересов, потребностей ребенка, развитие творческих способностей, самостоятельности.

В группе компенсирующей направленности воспитатель и учитель-логопед используют с детьми  с ТНР различные ситуации, которые ориентированы на ситуацию успеха, ситуацию выбора заданий, ситуацию обращения к личному опыту ребёнка. Педагоги находятся рядом с ребёнком во время процесса, принимают и понимают его позицию, внимательно относятся к результатам детского творческого труда. При подготовке и проведении НОД, игр, бесед мы выбираем наиболее рациональные методы, приёмы, средства и формы работы индивидуально для каждого ребёнка. Стремимся создавать оптимальные условия для раскрытия возможностей, способностей, творческой активности, стараемся с каждым организовывать работу на развитие мышления, внимания, памяти, речи.

В начале учебного года после обследования всех детей группы компенсирующей направленности  идёт обсуждение результатов на консилиуме  специалистами ДОУ. На каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который включает основные направления коррекционно-развивающей работы каждого специалиста ДОУ, составляется план мероприятий психолого-педагогической работы на учебный год. В середине и в конце учебного года отслеживается динамика развития каждого ребенка, вносятся коррективы и изменения в индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. Личностно-ориентированный подход используется в разных формах работы: вариативность, различный уровень сложности заданий, учет интересов, способностей. Данная технология реализуется так же в предметно – пространственной развивающей среде, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои склонности и интересы. Каждый ребенок может найти себе задание по интересам и склонностям. В речевом уголке группы и кабинете учителя-логопеда размещены  методические  пособия для самостоятельной и совместной деятельности, которые периодически обновляются. На занятиях учителя-логопеда осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Во время индивидуальных занятий учитываются желания ребенка. Работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций проводится с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задания для занятий педагогами группы подбираются в соответствии с желаниями ребенка. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема настраивает детей на работу, а также позволяет сформулировать тему занятия самостоятельно. Система коррекционно-развивающей работы с детьми  группы компенсирующей направленности проходит поэтапно. Результат  коррекционной работы педагогов группы: воспитание гармонично развитой личности, обеспечение социальной адаптации ребенка.

Таким образом, личностно-ориентированное взаимодействие педагогов  группы компенсирующей направленности с  детьми с ТНР обеспечивает целенаправленное развитие индивидуально-личностных черт каждого ребёнка, обогащает социально-личностный опыт, стимулирует самостоятельность, активность детей дошкольного возраста с ТНР в процессе их взаимодействия, формирует социально значимые нормы поведения. Только тесное сотрудничество всех участников коррекционного процесса обеспечивает успешное формирование личностной готовности детей с речевыми нарушениями к школе.

Список  литературы

    1. Атемаскина, Ю.В., Богославец, Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст]: книга/Ю.В. Атемаскина.-С.-П.: Детство-пресс, 2014.-112с.
    2. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации [Текст]: методическое пособие/ Н.П. Гришаева.- М.: Вентана- Граф, 2015.-235с.
    3. Емельянова, М.А. Социально-личностное  развитие [Текст]/Л.А. Завьялова, Е.В. Чернигина//Дошкольное воспитание.-2012.- №8. – С. 37-41.
    4. Колмыкова, И.Г. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников [Текст]/ И.Г.Колмыкова //Молодой учёный.-2016.-№12.- С. 69-73.
Категория: Мои статьи | Добавил: ♥҉♥свОбОднАЯ♥҉♥ (18.11.2021)
Просмотров: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz