Главная
Регистрация
Вход
Вторник
14.05.2024
11:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Воспитатель МКДОУ №2 "Колосок" Катковская Е.В

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Статья

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы поддержки и развития детских интересов и способностей, развития индивидуальности ребёнка, его инициативности, речевой активности дошкольников с ТНР, построена система работы, выработаны единые требования в работе по методу проектов при взаимодействии воспитателя и учителя-логопеда.

Ключевые слова: речевая активность, группа  компенсирующей направленности  для детей  с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), метод проектов,  проектная деятельность.

     Annotation. The article deals with the issues of support and development of children's interests and abilities, the development of a child's individuality, his initiative, speech activity of preschoolers with TNR, a system of work is built, uniform requirements are developed in the work on the project method in the interaction of a teacher and a speech therapist.

Keywords: speech activity, compensatory orientation group for children with severe speech disorders (TNR), project method, project activity.

 В настоящее время в образовательной деятельности  ДОО используются современные технологии и методы обучения. Наше дошкольное образовательное учреждение  работает по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение», где приоритетным направлением является метод проектов.

        Данный метод обладает огромным развивающим потенциалом, не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелен на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, речевой активности. Особая значимость метода проектов в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах [2].       

        Перед нами встала задача - как на группе компенсирующей направленности воспитателю и учителю-логопеду правильно построить систему работы, выработать единые требования в работе по методу проектов.

        Мы  пришли к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, так как данная работа способствует  решению вопросов коррекции и развития речи дошкольников с ТНР. В ходе реализации данных проектов учитываются  интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, активно поддерживается детская инициатива.      

        Каждое утро в нашей группе начинается с  «утреннего круга». Педагоги обсуждают лексическую тему предстоящей недели, подбирают материал, способ подведения дошкольников к изучаемой теме, используют разные приемы и формы работы (сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, информационное поле). Далее нами определяются приемлемые и доступные для детей способы получения необходимой информации. Новая информация, добытая детьми, освещается в конце недели. «Утренний круг» является одним из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.       

          На каждую изучаемую тему в зависимости от интересов детей составляется проектная паутинка, в которой выделяются различные центры развития.  В каждом центре группы планируется работа по определенной теме в течение недели, где воспитатель и учитель - логопед подбирают соответствующий материал, в том числе схемы, алгоритмы, мнемотаблицы для развития связной речи детей, интересные задания, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.

        В ходе реализации проекта, в течение отведенного времени, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах. В то же время воспитатель и учитель-логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития [3].       

       При разработке проекта учитель - логопед совместно с воспитателем:

 - определяют тему, цель и задачи  коррекционной работы;

 - намечают этапы и содержание работы;

 - в завершении анализируют результативность проекта и обсуждают дальнейшую перспективу.

        Воспитатель планирует и организует разные виды деятельности. Учитель-логопед подбирает по теме проекта игры и игровые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, формирование слоговой структуры слова, подбирает художественные произведения, способствующие автоматизации поставленных звуков.

        В ходе реализации проекта педагоги группы используют подобранные на изучаемую тему дидактические и настольные игры. Для эффективной работы нами используются такие формы и методы работы над проектами как: индивидуальная работа, игровые, наглядные методы, наблюдение, экспериментальная деятельность, игровые ситуации, рассматривание иллюстраций, создание памяток и буклетов для родителей. Педагоги группы организуют совместные экскурсии, игры-драматизации, праздники и итоговые мероприятия по проекту.

            Воспитатель совместно с учителем-логопедом в процессе реализации проекта:

- помогают детям в поиске источников информации;

- учат прогнозировать, собирать информацию, достигать поставленную цель, фиксировать полученные результаты, делать выводы;

- формируют предпосылки учебной деятельности, навыки коммуникативного общения;

- поддерживают и поощряют активность и инициативность детей в работе над проектом.

       Вовлеченные в проект дети самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, моделировать, ставить цель, решать задачи и делать выводы.

       Участие в проектах также активно принимают родители воспитанников. Работа с родителями играет особую роль в проектной деятельности: повышает интерес к организации проекта в группе, помогает не только лучше понять своего ребенка, но и узнать его потенциальные возможности. В ходе  совместной работы над проектом  ребенок с родителями получает возможность общения,  добычи интересной информации по данному проекту.

         Реализация одного проекта в группе может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и состоит из последовательных этапов: ознакомление с целью и задачами проекта, совместная деятельность детей и родителей,  образовательное итоговое событие, презентация проекта и подведение итогов.  Любой проект включает в себя несколько мероприятий, способствующих его реализации. Процесс познания завершается результатом, продуктом [1].        

        За период работы по методу проектов педагогами, детьми и родителями группы были подготовлены и представлены интересные проекты, способствующие речевой активности, например: «Такие разные буквы», «В мире сказок», «Любимые герои мультфильмов», «Книжки-малышки» (по лексическим темам) и т.д.

        Одной из новых форм проведения итогового мероприятия стала детская электронная презентация. Ребенок, сам пожелавший приготовить сообщение, подбирает материал совместно с родителями дома. Материал оформляется в виде мини-сообщения, сопровождается электронной презентацией. При этом воспитанники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.

       Проекты по темам «Моя семья», «Семейные традиции», «Возраст «почемучек» - грамотно отвечаем на вопросы ребенка вместе с родителями»,  «Удивительные животные озера Байкал», «Книги наши друзья» были  представлены педагогами группы на круглом столе в ДОО, а также на мероприятиях в рамках «Дня Семьи», «Открытого Родительского университета» в режиме онлайн.

        Использование метода проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

       Таким образом, анализ результативности реализованных нами проектов позволяет сделать вывод, что использование проектной деятельности в группе помогает научиться работать в команде, вырабатывает собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели детей, педагоги при этом  свободны в выборе способов и видов деятельности. Данный метод проектов дает возможность осуществлять интеграцию коррекционной работы в образовательную деятельность воспитанников группы. Работа в данном направлении способствует положительной динамике в коррекции имеющихся речевых нарушений дошкольников.

 

Список  литературы:

1. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей  / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 208с.

2. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. – АРКТИ, 2013. – 96с.

3.  Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Штанько  // Управление дошкольным образовательным учреждением . – 2004. - №4. – С. 99-101.

Категория: Мои статьи | Добавил: ♥҉♥свОбОднАЯ♥҉♥ (23.05.2022)
Просмотров: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz